- Заикание
- — нарушение темпа ритмической организации речи. Осн. признаки З.: возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Речь становится прерывистой, появляются вынужденные паузы, повторы, изменяются сила, высота и тембр голоса.По типу судорог различают три формы З.: клоническую (наиболее ранняя и лёгкая форма, при которой непроизвольно повторяются буквы и слоги), тоническую (наблюдаются длительные остановки в начале или середине слова, сопровождающиеся судорожными движениями мышц лица, напряжением шеи, сжиманием пальцев - т.н. сопутствующие движения) и смешанную.Степень проявления З. зависит от сложности речевой коммуникативной деятельности и ситуаций общения. Оно менее выражено в стихотворной речи, при пересказе знакомого текста, в общении с близкими людьми. У ребёнка постепенно формируется страх речи (логофобия), что усиливает З. и негативно влияет на процесс общения. Фиксация на дефекте приводит к развитию невротических расстройств, к появлению речевых уловок (эмболофразия - добавление стереотипных слов или звуков для мнимого облегчения речевого акта) и др. Наибольшей выраженности З. достигает в пубертатном периоде развития (см. Пубертатный скачок роста).В клинической практике различают две формы З.: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Причиной появления невротической формы З. являются негативное воздействие внешней среды, психические травмы. Ещё до появления З. у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптивных возможностей организма. Речь развивается рано - в 1,5-2 года накапливается словарный запас, формируется грамматический строй речи с построением сложных синтаксических конструкций, в то же время артикуляторные механизмы остаются функционально незрелыми. В этот период возникает З., которое носит обычно волнообразный характер. С возрастом у детей формируются логофобия и трудности общения.Неврозоподобная форма встречается реже и отличается большей стабильностью проявлений. Наблюдаются явления раннего диффузного органического поражения мозга, некоторая задержка моторных функций, гиперкинезы, двигательная расторможенность. Голосовые реакции продуцируются несколько сиплым голосом, мало интонированы. Появление слов и фразовой речи задерживается до 3-3,5 лет. З. возникает в период становления фразовой речи. В старшем дошкольном возрасте у детей обнаруживается отставание смысловой и структурной организации речевой деятельности.Возникновению З. способствует ряд факторов: наличие речевой патологии у членов семьи, перегрузка ребёнка информацией и завышенные требования к речевому общению, двуязычие в семье, контакт с заикающимися, психические травмы и др.Устранять З. необходимо в дошкольном возрасте. Комплексный метод включает медико-педагогические, медикаментозные, психотерапевтические, логопедические и логоритмические мероприятия. Разработаны различные логопедические методики по устранению З. Помощь детям, страдающим З., оказывают логопедические кабинеты, детские сады, специализированные стационары, санатории и пр.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 91-92)См. также ЛогопедияЧ437.923
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.